
Торговые точки и компании, оказывающие услуги населению, обязаны передавать информацию о проведенных операциях в налоговую службу. Этим занимается оператор фискальных данных, который получает данные о расчётах, регистрирует, сохраняет, доставляет в налоговую. Современные контрольно-кассовые машины (ККМ) передают информацию ОФД в режиме онлайн. Если информация о чеках не поступает в налоговую, на руководителя торговой точки и кассира налагается штраф.
Причины, по которым онлайн-касса не передаёт данные в налоговую
На законодательном уровне существуют требования, касающиеся предоставления информации о чеках в налоговую службу. При отсутствии проблем чек отправляется сразу же после совершения операции автоматически. Этот порядок нельзя нарушать, чтобы избежать штрафных санкций.
Ситуации, при которых чеки не поступают в налоговую:
- Распространённая проблема — технический сбой, связанный с электропитанием или интернет-соединением. Речь идёт о слабом сигнале, нестабильной сети.
- Ошибки в настройках кассы также приводят к проблемам с передачей чеков. Чаще всего заданы некорректные настройки связи с ОФД, исчерпан ресурс у фискального накопителя, сбились внутренние часы ККМ.
- Проблемы с программным обеспечением или обновлениями. Устаревшая версия ПО может не только не передавать информацию, но и полностью остановить работу кассы. Система даёт сбой, требует сброса до заводских настроек. Информация об устаревшей прошивке появляется на дисплее кассы.
- Ошибка передачи чеков в ГНС может быть вызвана перегрузкой серверов налоговой службы. Причиной перезагрузки обычно является чрезмерная нагрузка в конце отчётного периода. Также перезагрузка может быть следствием технических работ на серверах, хакерских атак, проблем с доступом к сети на стороне провайдера.
- Истёкший срок работы кассы. ККМ, исключенные из реестра, должны быть сняты с регистрации в течение 30 календарных дней.
- Поломки в кассовом аппарате.
- Проблемы на уровне ОФД. Возможна ситуация, что провайдер поменял ОФД, не обновив параметры подключения к оператору.
- Ошибки при оформлении чеков: отсутствие обязательных реквизитов, ошибки логических правил, повторы.
Законодательство Кыргызской Республики предусматривает ответственность за непередачу информации в налоговую службу.

Способы устранения проблемы
Если по объективным причинам невозможно отправить информацию о чеках ОФД, касса работает в автономном режиме в течение 30 дней. Информация о чеках сохраняется в памяти фискального накопителя. После устранения проблемы данные поступят ОФД, оператор передаст их в налоговую. Если чеки не поступают больше 30 дней, фискальный накопитель блокируется.
Что делать, если касса не передаёт данные в ГНС:
- Проверьте электросети.
- Проверьте интернет-соединение и его стабильность. Для этого можно использовать специальный онлайн-сервис, позволяющий оценить скорость загрузки и передачи данных, время отклика сети, проверить стабильность соединения.
- Перезагрузите кассовый аппарат и проверьте его состояние. Некоторые модели имеют соответствующую функцию в настройках, для перезагрузки других нужно использовать определённую комбинацию клавиш. Если ККМ не реагирует, её нужно отключить от электросети, включить за несколько секунд. Этот метод можно использовать только в крайней ситуации, так как не сохранённые данные могут быть утеряны
- Проверьте правильность настроек кассы. Для проверки правильности настроек нужно проверить информацию (название и адрес торговой точки), настроить параметры точки, проверить параметры кассы, правильность указания всех сведений.
- Обновите ПО кассового оборудования. Способ обновления зависит от модели ККМ. Прошивка возможна автоматически в удалённом режиме либо через подписку.
- Проверьте фискальный накопитель. В законе прописан срок действия фискального накопителя. По окончании срока действия происходит блокировка памяти, онлайн-касса не может передавать чеки в налоговую службу. Современные модели ККМ за 2 месяца до окончания срока передают оповещение.
- В личном кабинете ОФД есть раздел «Кассы», из которого можно узнать, все ли чеки корректно поступают в налоговую, увидеть фискальные документы с ошибками.
Если самостоятельно решить проблему не удалось, необходимо обратиться в службу поддержки. Законодательство Кыргызской Республики предусматривает штраф за не передачу информации в ГНС. В соответствии со статьей 318 Кодекса КР «О правонарушениях», предусмотрен штраф на физических лиц в размере 7,5 тысячи сом, на юридических лиц — 23 тысячи сом. При повторном нарушении — на физических лиц — 20 тысяч сом, на юридических лиц — 65 тысяч сом.
Чтобы избежать проблем с передачей данных в налоговую службу, необходимо регулярно обновлять ПО, осуществлять техническое обслуживание ККМ, обучать кассиров правильному использованию.
Компания YaKassa предлагает организациям Бишкека следующие услуги:
- круглосуточную техподдержку;
- обслуживание и настройку онлайн-ККМ;
- консультации по правильному использованию касс для минимизации ошибок.
Выберите на сайте нужный тариф, получите ответы на интересующие вопросы по телефону.