Порядок регистрации и применения контрольно-кассовых машин

Приложение 1
(к постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики
от 8 апреля 2022 года № 193)

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 3 статьи 128 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее — Налоговый кодекс) и определяет порядок действий субъектов, реализующих и/или обслуживающих контрольно-кассовые машины (далее — ККМ), и субъектов при регистрации ККМ в налоговых органах, а также устанавливает общий порядок применения ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением при торговых операциях или выполнении работ и оказании услуг на территории Кыргызской Республики.

2. В настоящем Порядке используются следующие понятия и термины:

  1. контрольно-кассовый чек — первичный учётный документ, формируемый ККМ и выдаваемый в бумажном виде и/или в электронном виде, пригодном для автоматического считывания, подтверждающий факт осуществления денежного расчёта при совершении расчётной операции;
  2. модель ККМ — вид (тип) или версия устройства или программного обеспечения, имеющего наименование и номер, присвоенные разработчиком;
  3. регистрационный номер ККМ — серийный номер, присвоенный ККМ автоматизированной информационной системой уполномоченного налогового органа при регистрации ККМ;
  4. смарт-карта — пластиковая карта с интегральной схемой, которая используется для записи на неё специального программного обеспечения уполномоченного налогового органа и использования в качестве фискального модуля;
  5. фискализация ККМ — включение фискального режима ККМ;
  6. фискальные данные — информация, сформированная ККМ и отражаемая в контрольно-кассовых чеках и кассовых отчётах при осуществлении кассовых операций, и подлежащая обязательной передаче в уполномоченный налоговый орган и/или оператору фискальных данных (далее — ОФД);
  7. фискальный модуль (далее — ФМ) — программно-аппаратное средство, предоставляемое уполномоченным налоговым органом, обеспечивающее запись, хранение в некорректируемом виде в памяти данного средства и защиты фискальных данных до получения подтверждения о приёме их уполномоченным налоговым органом.
    В целях настоящего определения:
    • фискальным модулем на смарт-карте (далее — ФМ на смарт-карте), признаётся специальное техническое устройство в виде смарт-карты со специализированным программным обеспечением, подключаемое к ККМ;
    • облачным фискальным модулем (далее — облачный ФМ) признаётся программное обеспечение, предоставляющее возможность удалённого подключения к ККМ;
  8. фискальный режим — режим функционирования ККМ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в ККМ, ФМ и их передачу в уполномоченный налоговый орган.

Другие понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в значении, определённом налоговым и банковским законодательствами Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики в сфере регулирования торговой деятельности и защиты прав потребителей.

2. Применение контрольно-кассовых машин

3. На территории Кыргызской Республики денежные расчёты с населением, осуществляемые при торговых операциях или выполнении работ и оказании услуг посредством наличных/электронных денег, банковских платежных карт и других платёжных инструментов, производятся с обязательным применением ККМ и выдачей/отправкой контрольно-кассового чека в бумажном и/или в электронном виде, пригодном для автоматического считывания. При этом ККМ должны быть зарегистрированы в автоматизированной информационной системе уполномоченного налогового органа по администрированию ККМ (далее — АИС) до начала осуществления деятельности.

4. ККМ применяются при денежных расчётах с покупателями или клиентами с выполнением следующих:

  1. кассовых расчётных операций:
    • продажа или покупка;
    • возврат продажи, покупки;
  2. видов расчёта:
    • наличные и безналичные;
    • предоплата (аванс);
    • закрытие предоплаты (аванса);
    • постоплата (кредит);
    • закрытие постоплаты (кредита).

5. Операции продаж и покупок осуществляются в случаях, когда оплата за товары, услуги и работы производится полностью на месте и в момент передачи товара покупателю, оказания услуг или выполнения работ клиенту. Операция покупки осуществляется при совершении обменных операций с наличной иностранной валютой, при приёме (купле) от населения стеклопосуды, утилизируемого сырья, металлолома, сельскохозяйственной продукции и иных товаров для последующей продажи или переработки.

6. Операция с видом расчёта предоплаты (аванс) осуществляется в случаях, когда оплата за товар, услугу или работу производится полностью или частично до передачи товара покупателю, оказания услуг или выполнения работ клиенту (предварительная оплата).

7. Операция с видом расчёта закрытия предоплаты (аванса) осуществляется с указанием порядкового номера чека, на который оформлялась предоплата (аванс), в случаях полной передачи товара покупателю, оказания услуг или выполнения работ клиенту по ранее заключенным договорам (публичный договор) купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ.

8. Операция с видом расчёта постоплаты (кредит) осуществляется в случаях, когда оплата за товар, услугу или работу производится через определённое время после передачи товара покупателю, оказания услуг или выполнения работ клиенту (последующая оплата).

9. Операция с видом расчёта закрытия постоплаты (кредита) осуществляется с указанием порядкового номера чека, на который оформлялась постоплата (кредит), в случаях полной оплаты покупателем за товар, клиентом за оказанную услугу или выполненную работу по ранее заключённым договорам (публичный договор) купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ.

10. Операция возврата продажи, покупки, в том числе с видом расчёта предоплаты (аванса) и постоплаты (кредита), осуществляется с указанием номера фискального документа и номера ФМ, на который оформлялся возврат, в случаях расторжения договора купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ с покупателем или клиентом в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

11. Денежные расчёты с населением без применения ККМ допускаются субъектам, включённым в Перечень субъектов, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчёты без применения ККМ, утверждённый Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

12. На территории Кыргызской Республики к регистрации и применению субъектами допускаются только те ККМ, модели которых внесены в реестр контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории Кыргызской Республики (далее — реестр ККМ).

13. В торговых (вендинговых) автоматах и автоматах оказания услуг должны быть установлены ККМ с возможностью формирования и выдачи контрольно-кассового чека в бумажном виде и/или в электронном виде, пригодном для автоматического считывания.

14. Не допускаются к применению ККМ:

  • исключённые из реестра ККМ;
  • не зарегистрированные в АИС;
  • в неисправном состоянии;
  • претерпевшие технические, в том числе программные, изменения без прохождения процедуры соответствия техническим требованиям к ККМ, в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Неисполнение субъектами настоящего пункта приравнивается к неприменению ККМ.

15. Не допускаются к применению программно-аппаратные комплексы с функцией удалённого подключения к ККМ и выдачи копий контрольно-кассовых чеков покупателям или клиентам с использованием таких комплексов, без прохождения процедуры соответствия техническим требованиям к ККМ, утверждённым уполномоченным налоговым органом (далее — технические требованиям к ККМ), и без внесения в реестр ККМ.

16. Неисправными считаются ККМ, которые:

  1. не выполняют или выполняют операции с ошибками, не печатают, печатают неразборчиво или не полностью печатают кассовые чеки и отчеты, предусмотренные техническими требованиями к ККМ;
  2. не позволяют получать данные, содержащиеся в ККМ и/или передаваемые по проводным и беспроводным каналам связи, необходимые для осуществления контроля органами налоговой службы;
  3. не передают фискальные данные в режиме реального времени по проводным или беспроводным каналам связи в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД, за исключением случаев отсутствия связи, предоставляемой провайдером (оператором связи), или сбоев в работе АИС;
  4. имеют вышедшую из строя ФМ или неисправности при подключении к ФМ, в том числе обрыва связи с ФМ;
  5. имеют иные неисправности, предусмотренные в правилах эксплуатации, разработанных разработчиком ККМ.

17. В случае неисправности ККМ субъекты должны обратиться в центр технического обслуживания ККМ (далее — ЦТО) с момента обнаружения неисправностей ККМ, который устраняет возникшую неисправность в течение 72 (семидесяти двух) часов с момента фиксирования обращения субъекта в журнале учёта обращений субъектов по устранению неисправностей ККМ. После устранения неисправностей ответственное лицо ЦТО уведомляет налоговую службу посредством АИС.

18. В случае, если ЦТО не может устранить причину неисправности ККМ в течение установленного срока, то на время ремонта ЦТО выдает субъекту на безвозмездной основе взамен неисправной ККМ другую резервную (равнозначную, исправную) ККМ с идентичными характеристиками.

19. Субъекты, которые в соответствии с Налоговым кодексом обязаны осуществлять деятельность с применением ККМ, обязаны:

  1. приобрести и зарегистрировать ККМ в АИС до начала осуществления деятельности;
  2. применять ККМ на месте и в момент осуществления расчёта с покупателем или клиентом с выдачей/отправкой контрольно-кассового чека в бумажном виде и/или в электронном виде, пригодном для автоматического считывания;
  3. содержать ККМ в исправном состоянии и обеспечивать своевременную передачу данных в режиме реального времени в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД, в том числе путём своевременной оплаты услуг связи;
  4. обеспечивать доступ работникам ЦТО к внутренним механизмам ККМ исключительно в случаях фискализации ККМ, а также в случае неисправности ККМ;
  5. изготавливать самостоятельно, исключительно типографским способом, бланки квитанций и книгу учёта бланков квитанций, заведённую по форме согласно приложению к настоящему Порядку, и регистрировать их для каждой ККМ в налоговых органах;
  6. обеспечивать пробитие кассовых чеков и передачу данных в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД по денежным расчётам, произведённым с использованием бланков квитанций, в случаях, указанных в пункте 20 настоящего Порядка;
  7. обеспечивать отображение на кассовых чеках и передачу в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД информации по товарам, работам и услугам (наименование, код, количество, цена за 1 (одну) единицу), в случае реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ, в отношении которых Кабинетом Министров Кыргызской Республики принято решение об обязательной передаче информации в разрезе товаров, работ и услуг;
  8. обеспечивать отображение на кассовых чеках и передачу информации в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД по кодам средств идентификации товаров (маркировка товара), в случае реализации товаров, в отношении которых Кабинетом Министров Кыргызской Республики принято решение об обязательной маркировке средствами идентификации на территории Кыргызской Республики;
  9. при изменении регистрационных данных ККМ обеспечить ввод новых регистрационных данных ККМ в АИС;
  10. в случае хищения, утраты или негодности ККМ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в срок не более 3 (трёх) рабочих дней снять её с регистрации в АИС, приобрести и зарегистрировать в АИС новую ККМ;
  11. при ликвидации (прекращении деятельности) или реорганизации организации снять с регистрации ККМ за день до начала процедуры ликвидации (прекращения деятельности) или реорганизации.

20. Субъекты при осуществлении денежных расчётов обязаны применять бланки квитанций и вносить соответствующие записи в книгу учёта бланков квитанций, в следующие сроки и случаях:

  1. в период устранения ЦТО неисправностей ККМ, сроком не более 72 (семидесяти двух) часов;
  2. при блокировании работы ККМ по причине отсутствия связи с сервером уполномоченного налогового органа, возникновение которого объективно не зависит от воли субъектов — до момента возобновления связи;
  3. при невозможности применения ККМ по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики, в течение срока действия непреодолимой силы.

21. В случае негодности вследствие обстоятельств непреодолимой силы, хищения или утраты ККМ, субъекты обязаны применять бланки квитанций и вносить соответствующие записи в книгу учёта бланков квитанций сроком не более 3 (трёх) рабочих дней.

22. На бланке квитанции, выдаваемом покупателям или клиентам, должны отражаться следующие реквизиты:

  1. серия и номер квитанции;
  2. наименование и идентификационный налоговый номер (ИНН) субъекта;
  3. название модели ККМ;
  4. заводской номер/номер версии ККМ;
  5. регистрационный номер ККМ;
  6. вид расчётной операции;
  7. порядковый номер контрольно-кассового чека, на который оформляется возврат или закрытие предоплаты (аванса), или постоплаты (кредита);
  8. дата и время операции;
  9. наименование и код товара, оказанной услуги или выполненной работы;
  10. код маркировки товара;
  11. цена за 1 (одну) единицу;
  12. единица измерения;
  13. количество товара, оказанной услуги или выполненной работы;
  14. вид расчёта (наличный или безналичный, предоплата (аванс), закрытие предоплаты (аванса), постоплата (кредит) и закрытие постоплаты (кредита));
  15. итоговая сумма реализованных товаров, оказанных услуг или выполненных работ;
  16. количество, тип и курс валюты (для ККМ, применяемых при проведении обменных операций с наличной иностранной валютой).

23. В контрольно-кассовом чеке, выдаваемом покупателям или клиентам, должна отражаться информация в соответствии с техническими требованиями к ККМ.

24. В контрольно-кассовом чеке, выдаваемом субъектом, оказывающим агентские услуги, суммы косвенных налогов должны быть указаны от суммы агентского вознаграждения.

25. В случае реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ субъектами, в отношении которых Кабинетом Министров Кыргызской Республики принято решение об обязательной передаче информации в разрезе товаров, работ и услуг, в контрольно-кассовом чеке должна отражаться информация по товарам, работам и услугам (наименование, код, количество, цена за 1 (одну) единицу).

26. В случае реализации субъектами товаров, в отношении которых Кабинетом Министров Кыргызской Республики принято решение об обязательной маркировке средствами идентификации на территории Кыргызской Республики, в контрольно-кассовом чеке должна отражаться информация по коду средства идентификации товара (маркировка товара).

27. В контрольно-кассовом чеке, выдаваемом субъектом, осуществляющим обменные операции с наличной иностранной валютой, кроме вышеперечисленных реквизитов, должны отражаться вид и курс валюты.

28. В моделях ККМ, позволяющих проводить безналичный расчёт с помощью банковских платёжных карт, электронных денег и других платёжных инструментов, в контрольно-кассовом чеке должны отражаться дополнительные сведения в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики.

29. В моделях ККМ, применяемых в магазинах беспошлинной торговли в пунктах пропуска через Государственную границу Кыргызской Республики, в контрольно-кассовом чеке должны отражаться дополнительные сведения, предъявляемые таможенным законодательством Кыргызской Республики.

30. Субъекты имеют право:

  1. выдавать покупателям или клиентам контрольно-кассовые чеки на бумажном носителе с сокращённой информацией, с указанием только ссылки (QR-код, специальный код для получения чека посредством интернет-сайта, мобильного приложения, платёжных терминалов и других способов), по которому покупатель или клиент может получить электронный вариант полного чека. При этом в контрольно-кассовом чеке обязательно должны быть указаны реквизиты субъекта и ККМ, номер, дата и время регистрации чека и итоговая сумма чека;
  2. взамен выдачи бумажного контрольно-кассового чека представлять QR-код контрольно-кассового чека для его сканирования и получения электронного чека посредством соответствующего мобильного приложения покупателем (клиентом).

31. Субъекты при применении ККМ несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о правонарушениях:

  1. за нарушение требований настоящего Порядка;
  2. за ввод в АИС или предоставление в налоговый орган недостоверных регистрационных данных при регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации ККМ в АИС;
  3. за применение ККМ, не зарегистрированных в АИС;
  4. за выдачу поддельных контрольно-кассовых чеков;
  5. за несанкционированное изменение фискальных данных и других сведений в ККМ.

32. Контроль за соблюдением порядка применения ККМ и полнотой учёта выручки денежных средств осуществляют органы налоговой службы.

3. Регистрация, перерегистрация и снятие с регистрации контрольно-кассовых машин

33. Регистрация, перерегистрация и снятие с регистрации ККМ в АИС осуществляется на безвозмездной основе через ЦТО или ОФД или личный кабинет в информационной системе уполномоченного налогового органа на основании заявления субъекта в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации ККМ в АИС устанавливается уполномоченным налоговым органом.

34. При регистрации аппаратных ККМ налоговый орган выдаёт субъекту безвозмездно ФМ на смарт-карте и доступ к личному кабинету в АИС в порядке, определённом уполномоченным налоговым органом.

35. При регистрации программной ККМ налоговый орган обеспечивает безвозмездно доступ к облачному ФМ и к личному кабинету АИС в порядке, определённом уполномоченным налоговым органом.

36. При получении ФМ и доступа к личному кабинету субъект самостоятельно или через ЦТО производит фискализацию ККМ в порядке, определённом уполномоченным налоговым органом. При фискализации ККМ ЦТО обязан обеспечить безопасность от несанкционированного доступа к ККМ.

37. При регистрации ККМ АИС в режиме реального времени присваивает уникальный регистрационный номер ККМ.

38. После регистрации ККМ субъект должен обратиться в налоговый орган по месту налоговой регистрации для регистрации бланков квитанций и книги учёта бланков квитанций на каждую ККМ. Порядок учёта в налоговых органах бланков квитанций и книги учёта бланков квитанций устанавливается уполномоченным налоговым органом.

39. При обращении субъекта должностное лицо налогового органа регистрирует бланки квитанций и заверяет подписью и печатью книгу учёта бланков квитанций. Книга учёта бланков квитанций должна быть полистно пронумерована и прошнурована.

40. Перерегистрация ККМ в АИС осуществляется в случае изменения регистрационных данных ККМ, за исключением ИНН субъекта.

41. В случае изменения регистрационных данных программных ККМ субъект должен обеспечить ввод новых регистрационных данных ККМ в АИС в порядке, определённом уполномоченным налоговым органом.

42. При ликвидации или реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения к нему другой организации, а также при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя ККМ подлежит снятию с регистрации в АИС за 3 (три) дня до дня начала процедуры реорганизации или ликвидации организации и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

43. В случаях выхода из строя ККМ подлежит снятию с регистрации в АИС исключительно при условии передачи всех сохранённых фискальных данных в уполномоченный налоговый орган и/или ОФД.

44. В случае снятия с регистрации ККМ по причине негодности вследствие обстоятельств непреодолимой силы, хищения или утраты ККМ, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие такие причины, за исключением случаев непреодолимой силы, не нуждающихся в специальных средствах доказывания.

45. ККМ, исключённые из реестра ККМ, подлежат снятию с регистрации в АИС уполномоченным налоговым органом в течение 30 (тридцати) календарных дней, с предварительным уведомлением субъектов и ЦТО за 10 (десять) рабочих дней.

46. В случае выявления нарушений требований к применению ККМ, в том числе типовых правил эксплуатации ККМ, в ходе осуществления налогового контроля, налоговый орган имеет право принять меры для снятия ККМ с регистрации в АИС.


Приложение
к Порядку регистрации и применения контрольно-кассовых машин

Форма

КНИГА
учёта бланков квитанций

Наименование субъекта ________________________________________________________________________________ (Наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя)

ИНН ______________________________________________________________

Название модели ККМ _________________________

заводской номер/номер версии ККМ ________________________

регистрационный номер ККМ ____________________________________________________________________________

Дата и времяСерия и номер квитанцииВид операции (продажа/покупка/возврат)Порядковый номер фискального документа чека основания и номера фискального модуля, на который оформляется возврат/закрытие предоплаты или постоплатыВид расчётаСуммаНомер кассового чека, пробитого через ККМ и выданного покупателю/клиенту по бланку квитанцииПодпись кассира-операциониста
        
        
        
        
WhatsApp