Тенденции развития онлайн-касс в Кыргызстане и за рубежом

Онлайн-кассы прошли путь от простых фискальных устройств к полноценным цифровым центрам продаж. В девяностых годах XX века массовое распространение получили фискальные регистраторы. Эти кассы сохраняли информацию о денежных операциях, передавали её в налоговую службу. Облегчился контроль бизнеса, уменьшилось количество налоговых махинаций. Важно следить за трендами, чтобы бизнес оставался конкурентоспособным.


Глобальные тенденции в развитии онлайн-касс

Глобальные тенденции в развитии онлайн-касс

В семидесятых годах прошлого столетия появились первые электронные кассовые аппараты. Они имели дисплеи для отображения суммы покупки, клавиатуру для ввода данных, встроенную память для информации о продажах. Их можно было подключить к компьютеру, они упростили ведение бухгалтерии, автоматизировали процесс расчётов с покупателями. Массовое внедрение интернета и развитие цифровых технологий привели к появлению контрольно-кассовых машин (ККМ).

Особенности современной кассы для ИП:

  1. Всё большей популярностью пользуются мобильные онлайн-кассы, многие компании предлагают доставку своей продукции. Современные модели имеют встроенный аккумулятор, могут работать без подключения к сети до нескольких суток. Небольшие размеры и масса позволяют положить технику в карман. Для беспроводного подключения к интернету устройства имеют Wi-Fi, 3G и Bluetooth.
  2. Компактные POS-решения предназначены для небольших помещений. Их выпускают в виде POS-моноблоков или WiFi-терминалов. Оборудование быстро запускается в работу, его легко переместить на другое место, в том числе на улицу. POS-решения имеют порты для подключения сканера, принтера, фискального регистратора.
  3. Облачные решения ККМ позволяют формировать чеки, создавать отчёты, осуществлять аналитику о торговых операциях в облаке. Можно работать в любой точке, где есть интернет. Информация о чеках и отчётах хранится в облаке на удаленных серверах.
  4. Интеграция онлайн-кассы с CRM, ERP, складскими системами осуществляется через API, облачные серверы, дополнительные онлайн-модули. Большинство систем учёта работают через облако, можно получить доступ к информации с любого устройства. Интеграция с товарно-складской системой оптимизирует торговлю, позволяет избежать складских излишков. Автоматизация бизнеса минимизирует человеческий фактор, уменьшается количество ошибок. Увеличивается скорость обслуживания покупателей или клиентов. CRM контролирует покупательский спрос, подбирает методы его улучшения, создаёт персонализированные предложения.
  5. BI-аналитика на базе данных с ККМ — сбор и аналитика информации работы бизнеса. Учитываются данные с кассового сервера, справочников товаров, кассовых аппаратов, кассиров, дисконтных программ, счётчиков посетителей. BI-аналитика оптимизирует торговлю, изучает клиентское поведение, управляет ценами и скидками, контролирует складские запасы и поставки, анализирует продажу в различных магазинах сети.
  6. Растут требования к безопасности и защите данных при использовании ККМ. Операторы фискальных данных обязаны обеспечить конфиденциальность информации о торговых операциях бизнеса. Это достигается путём оборудования серверных комнат в соответствии со стандартом TIA-569, соблюдения протокола безопасности, использования антивирусного программного обеспечения.

Будущее кассовых аппаратов предусматривает интеграцию искусственного интеллекта и машинного обучения, развитие бесконтактных технологий, интеграцию с IoT, переход на облачные платформы.


Развитие онлайн-ККМ в Кыргызстане

Развитие онлайн-ККМ в Кыргызстане

Законодательство Кыргызской Республики выпустило постановление, в котором содержится перечень организаций, для которых обязательно использование ККМ, порядок регистрации, формирование реестра, правила эксплуатации. На сайте налоговой службы выложен реестр ККМ, которые можно использовать для эксплуатации. Для предприятий торговли и компаний, предоставляющих услуги населению, обязательна передача данных о денежных операциях в налоговую службу в реальном времени.

Стратегия Национального банка нацелена на прозрачность финансовой системы. Благодаря этому в Кыргызстане увеличивается объём безналичных операций. По итогам первого квартала 2025 года он составил 105 млн. транзакций на сумму 227,5 млрд. сомов. Количество платежей увеличилось на 40,1 млн., объём — на 115,8 млрд. сомов.

Запущена национальная система расчёта платёжными картами «Элкарт». Расширяется число категорий предпринимателей, обязанных использовать ККМ. Бизнес-республики заинтересован в автоматизации и интеграции торговли и оказании услуг. Повышается интерес к техподдержке онлайн-касс, обучению работе на ККМ, сервису.

Тренды онлайн-касс в 2025–2027 годах:

  • рост числа пользователей ККМ в новых сегментах;
  • расширение функциональности касс — мобильные приложения, статистика, учёт;
  • упрощение бизнес-процессов благодаря глубокой автоматизации;
  • повышенное внимание к защите данных (персональные данные, чековая информация).

Компания YaKassa следует трендам и развивает рынок ККМ в КР. Предлагаем современные модели Z92 POS и Aisino A90 Pro — компактные, надёжные, интегрируемые. Принтеры чеков ZM03 и Z58-II поддерживают Bluetooth, удобны в использовании. ККМ интегрированы по API с учётными и бухгалтерскими системами, поддерживают QR-оплаты.

Обеспечиваем онлайн-обновления, работу с облачными сервисами. Поддерживаем клиентов на всех этапах — от подбора до настройки и обслуживания. Следить за тенденциями — значит инвестировать в развитие бизнеса. Онлайн-ККМ — уже давно не просто фискальный аппарат, а часть умной бизнес-инфраструктуры. А компания YaKassa — партнёр, который помогает быть на шаг впереди.