Правительство Кыргызской Республики предпринимает меры по борьбе с теневой экономикой. Принято постановление, регулирующее правила эксплуатации, регистрации, применения контрольно-кассовых аппаратов — ККМ онлайн. Применение виртуальных ККМ позволяет обеспечить фискализацию налоговых процедур, реализовать концепцию цифровой трансформации.
Необходимость контроля работы онлайн-касс
Перевод в онлайн кассового обслуживания предусматривает передачу фискальных чеков в налоговую в режиме реального времени. Это обеспечивает удобный учёт, прозрачный контроль, снижает количество проверок со стороны налоговой службы. Кассовый аппарат нового поколения проводит оплату, распечатывает чеки для покупателей или клиентов, передаёт их в электронном виде через официального посредника (ОФД) в налоговую.
Одна из целей внедрения онлайн-касс — уменьшение числа проверок торговых организаций и индивидуальных предпринимателей. Проверки теперь проводятся по заявлению покупателей или при выявлении ошибок, для обеспечения законности деятельности организации.
Кассовое программное обеспечение
На каждом кассовом аппарате установлено программное обеспечение, обеспечивающее реализацию его функций.
Зачем необходимо кассовое ПО:
- ускоряет работу, позволяет воспользоваться кнопками быстрого доступа, всплывающими подсказками;
- оказывает помощь в формировании отчётов на основе различных показателей;
- препятствует махинациям;
- позволяет внести информацию о скидках и бонусах в алгоритм ПО на требуемый срок;
- поддерживает периферийные устройства: денежный ящик, терминал для карт, весы, сканер штрих-кодов.
Разработчики ПО предлагают готовые решения для различных направлений — магазинов, складов, учреждений, онлайн-торговли, предприятий. В зависимости от сложности выполняемых задач выделяют следующие виды кассового ПО:
- Низкоуровневое обеспечивает базовые опции ККМ: запуск, выключение, перезагрузку, запись фискальной информации, передачу данных ОФД.
- Высокоуровневое системное ПО дополняет стандартные инструменты возможностями для расширения функций онлайн-кассы. Можно воспользоваться настройкой, предназначенной для вписывания в чек отдельных реквизитов, сканирования штрих-кодов и так далее.
- Высокоуровневое прикладное ПО решает конкретные задачи каждой организации: операции взаиморасчётов, защиту транзакций от несанкционированного доступа, анализ платёжных операций, создание базы данных на основе конкретного показателя, складской и бухгалтерский учёт. Этот список расширяется в зависимости от потребностей пользователя.
Системное и программное обеспечения пересекаются, способны обеспечить полноценную работу онлайн-кассы только совместно.
Сложности в работе онлайн кассы
В работе с онлайн-кассой могут возникнуть проблемы, как и с любой другой техникой. Ошибка приведёт к возникновению несоответствий финансовых отчётов налоговой службы, предупреждениям, штрафам, приостановке деятельности.
Распространённые проблемы в обслуживании онлайн-касс:
- Активация кассы — сложный процесс, в котором принимают участие сразу несколько инстанций. При ошибке в соблюдении порядка действий возможна блокировка, которая приведёт к необходимости приобретения нового фискального накопителя. Чтобы не совершить ошибок, не тратить время на изучение всех тонкостей сложного процесса, лучше обратиться к специалистам, занимающимся продажей и обслуживанием онлайн-касс.
- Законодательство предъявляет требования к кассовой дисциплине, необходимо обучить персонал. Кассиры должны уметь открывать и закрывать смены, правильно формировать кассовые чеки, отправлять электронные чеки, формировать чеки коррекции, проводить возврат товаров.
- При приобретении кассового аппарата необходимо продумать, понадобится ли дополнительное оборудование — денежный ящик, весы, эквайринг, сканер, принтер для этикеток. Нужно взвесить всё заранее, так как банковское оборудование может быть несовместимо с конкретной онлайн-кассой.
- Чтобы облегчить ведение товарного учёта, удобнее приобрести оборудование со встроенным сервисом или с возможностью интеграции.
Многие ошибки в работе кассира вызваны нестабильным интернетом, неправильными настройками, окончанием срока действия фискального накопителя. Если проблему невозможно решить самостоятельно, воспользуйтесь услугами техподдержки.
Контролем выполнения требований законодательства занимается налоговая служба. Информация о выявленных недостатках выносится на официальный портал, в личный кабинет ИП. При выявлении нарушений налоговая проводит проверку.
Сотрудники налоговой проверяют:
- соответствие ККМ требованиям закона;
- правильность фискальных документов;
- договор с ОФД;
- факты выдачи чеков;
- учёт кассовых операций.
При выявлении нарушений предусмотрены штрафные санкции, при повторном нарушении размер штрафа увеличивается.
Торговые организации и ИП Бишкека и КР могут купить ККМ кассу или взять её в аренду в компании YaKassa. Доставим аппарат на рабочее место, установим, обучим персонал. В это время зарегистрируем ККМ в налоговой службе, вам не понадобится заниматься этим лично.